АПОКАЛИПСИС-2, ИЛИ ВОЙНА МИРОВ

Новый фильм Роланда Эммериха не просто напоминает «Апокалипсис» (2006) Мела Гибсона – только потому, что они рифмуются идейно и жанрово. Он попахивает одновременно браком и плагиатом. Есть подозрение, что Эммерих после «Патриота» (2000) настолько сдружился с Гибсоном, что получил возможность находиться на съемках его последней ленты. Ходил, высматривал, тщательно конспектировал. «10 000 лет до н.э». совпадают не только сюжету, но и концептуально. Сходство просто колоссальное, иногда даже до деталей – за тем лишь исключением, что Гибсон помешан на ритуалах умерщвления и обожает сотнями забивать своих героев, а Эммерих – мейнстримовый постановщик, вынужденный помнить об ответственности за десятки бюджетных миллионов и о том, как бы поудачней вписаться в рейтинг PG-13.

Судите сами – Гибсон рассказывал историю о маленьком индейском племени, порабощенном большой и более развитой цивилизацией. Высокоразвитые «четырехногие» пытаются буквально подмять и поглотить маленькое племя охотников. У Гибсона герой отправлялся следом за похищенными соплеменниками, чтобы спасти их. В тот же путь отправляются Д`Лех и его друзья. У Гибсона есть схватка с леопардом. Д`Лех едва не погибает после встречи с саблезубым тигром. В «Апокалипсисе» герой, в результате, открывает для себя новый мир, невероятный, жестокий по отношению к чужакам. И у Эммериха все то же самое. Он даже заставляет «четырехногих» весь фильм говорить на древнем языке – вам это ничего не напоминает?

Но главное – концепция войны миров, когда большая и сильная цивилизация уничтожает последние остатки на Земле родоплеменных отношений, еще не подозревая о своем скорейшем закате. Возможно, Мел Гибсон счастлив, зная, что его идеи, его сумасшедшие фантазии, осмеянные многими историками, но с энтузиазмом принятые зрителями-неофитами, дают такие поразительные всходы. Вот только гибсоновский урожай, собранный пришлым немцем, попахивает нафталином – как новая, единожды использованная вещь отлежалась в темном шкафу, сильно поблекнув и полиняв.

То, что в «Апокалипсисе» действительно смотрелось масштабной феерией, гигантской, будто до мелочей воссозданной картиной ушедшего мира, у Эммериха выглядит набором увеличенных во сто крат декораций, дорисованных компьютерными мастерами, и стоит режиссеру крикнуть «Снято!», в стороны разъедутся усердно возведенные пирамиды и мосты, обнажив пустое пространство съемочной площадки. За этим псевдо-историческим фильмом чудится имитация чужого, отсутствие прямого интереса к избранной тематике, лишь еще один способ пустить зрителю пыль в глаза. Да и зачем было Эммериху погружаться так глубоко, просто сделал бы логическое продолжение собственной предыдущей ленты «Послезавтра» (2004). Как и следовало ожидать, вселенский катаклизм покончил с человечеством и стер все выстроенные ландшафты до бескрайних пустынь, равнин и гор. История совершила круговой цикл, и спустя 10 тысяч лет люди принялись возрождать все то, что когда-то представляло повышенный интерес у голливудских режиссеров, подобных неутомимому Роланду Эммериху.

Премьера в России – 13 марта 2008.