Чужие

Драма, США, 2008

В горячую точку прибывает группа американских врачей с благотворительной миссией. Однако судьба готовит им такие испытания, когда придется рисковать не только своей карьерой... В ролях: Виктор Бычков, Алексей Полуян, Скарлетт МакАлистер. Режиссер: Юрий Грымов.

Американцы… Гомосексуально выражают свои потребности… Неспособны к адекватному деторождению… Истерично пересекают минные поля и прочие человеческие жизни… Лживо изменяют мужьям… Совершают насилия над личностью, заставляя личность мыть руки, аплодировать и слушать ужасающие аккордеонные пассы… Неспособны понять окружающий мир, изъясняющийся на любом языке, кроме британского … Ночью самоустанавливают клистирные трубки… Все время жрут чупа-чупс, а иногда устраивают с его помощью провокации, выдавая порции конфет несовершеннолетним аборигенам… Карательно производят бесчеловечные медицинские опыты над туземными детками за большие бабки … Наказывают батлой по голове невиновных и награждают пафосными речами непричастных…Все время куда-то лезут…

Русские… Все время кого-то спасают… Американских докторов от бродячих партизан… Девочек, ошивающихся на минных полях… Пораненных негров от заражения крови… Молятся широко и размашисто… Не пойми зачем разминируют постоянно минируемые взад огороды… Периодически пытаются охранять тех, кто не просит ни о какой охране… Делают где-то на Востоке что-то доброе, прикрывая автоматы широкой улыбкой и глубокой мужской дружбой без тени порочных наклонностей… Рассказывают красивые искренние истории о том, что саперы не воюют… Патрулируют пути сообщения, не допуская повторного возгорания чужеземного автомобильного транспорта… Удрученно направляют похоронки в тишину, теряя лучших товарищей…

Арабы… Ходят в национальных одеждах… Терпеливо подставляют своих детей под непонятную вакцину не пойми чем… Любезно трахают американских давалок и зачинают арабчат, похожих на будущего Обаму… Содержат в цепях лекарей… Предъявляют автоматы в качестве сувениров, немедленно испаряясь в барханах при встречах с доблестными российскими саперами … Носят взад-вперед гробы по автомобильным дорогам… Катаются на гламурных Бэхах по саваннам и прериям, периодически совершая обряды встреч с партизанскими бедуинами…

Весь этот зоопарк на протяжении двух часов экранного времени совершает невменяемо-нечленораздельные действия, тошно и скучно вбивая в зрителя основную первоканальскую идею: «Америка – параша, победа будет наша».

Во времена Великой Отечественной по всей Руси Великой висели совершенно адекватные времени плакаты с глубоко античеловечной современному мышлению надписью: «Убей немца». Заметьте, не фашиста, не гестаповца, а именно немца, независимо от его партийного вероисповедания и занимаемой половой ориентации. Собственно, во время войны это было понятно, стройно и логично… Ты виноват лишь тем, что твоя нация вторглась в мой дом с оружием в руках. И представление немецкой натуры в качестве античеловечного зверя было убедительно с точки зрения необходимости уничтожения врага. Именно на это была настроена вся советская пропаганда. В немцах было сосредоточено все самое преступное, античеловечное, противоестественное, что только присуще потомству Адама и Евы.

Юрий Грымов, ничтоже сумняшеся, изобразил своим фильмом практически все то же самое, что советские пропагандисты когда-то изображали о германцах, только о представителях совсем другой народности… А, поскольку войны между Россией и Америкой пока нет и, даст Бог, не предвидится, давайте рассуждать здраво… Может ли такое быть, чтобы с одной стороны были сконцентрированы все пороки, а с другой- собрано смиренное подвижничество практически библейских размеров?… Адекватный человек вероятно адекватно и ответит. Ну, а раз так, то перед нами все же не искусство кино, а самая что ни на есть пропаганда, которая должна отвечать совсем другим канонам. Пропаганда должна быть убедительной, зрелищной и простой для восприятия. Врать, точнее говоря, нужно так, чтобы верить приходилось показанному не под дулом пистолета, а, голосуя, так сказать, сердцем…

Ну, так давайте разберем этот процесс с точки зрения пропагандиста…

Первое. Достоверность поведения и мотивации. Поднимите руки, кто верит, что адекватный американец, которого только что не пропустил в опасную даль, опасаясь за его жизнь, русский солдат, ломанет на джипе через минное поле, а не вызовет по спутниковому телефону госдеп или на худой конец Джеймса Бонда? Проголосуйте за то, что янки, владеющий особнячком стоимостью в несколько лимонов грин, вообще попрется куда-то без адекватной охраны? Вы представляете себе обезумевшую в корень янки-телку, которая начнет сношаться без резинки с едва встреченным чучмеком с целью зачать кучерявого ребятенка, не опасаясь СПИДа? Вы встречали такого российского офицера, который в ответ на слова: «Вы всех задолбали своим диктаторским строем» выскажется библейски: «Пришли им завтра охрану», а не даст аккуратно в репу наглецу в условиях военных действий? Чушь, ложь и бред все вышеперечисленное. Мне вот при этом почему-то сиделец Буданов вспоминается, который, «разогревшись», девушек любил допрашивать, а после хоронить скоропостижно, не надевая на них трусов при погребении.

Второе. Зрелищность. К сожалению, ее в фильме «Чужие» нет ни на грош. Заявленный в трейлере межнациональный колорит превращается в тупую бытовуху, происходящую с американскими врачами-убийцами на фоне тупо молчащих и теневато передвигающихся местных фигур. Меркантильная братва размещается в домиках без удобств, периодически втыкая иглы в затхлые ручонки мулатообразных чилдриков. Первая девушка, мечтающая о детях, тут же находит себе пахаря-трахаря с автоматом и чалмой. Вторая девушка витиевато подмываясь марганцовкой, втыкает себе в анус клизму. Два гомосексуалиста предаются любовным утехам на фоне богатого трусняка и непристойных маечек. Лидер группировки империалистов подозревает свою благоверную в непристойных замыслах и промыслах, изводя истериками себя, жену и зрителя и напиваясь до состояния вечной синевы… И только русские саперы периодически дефилируют по пустыне, размышляя о трудности бытия, что, к сожалению, не делает всю эту мототу более зрелищной.

Удобство восприятия актерских разработок. Юрий Грымов заставил своих американцев говорить по-английски, заставив вспомнить нетленные синхроны пиратских копий конца восьмидесятых, совершаемые гнусавым голосом. Вероятно, он хотел показать зрителю противоестественность и чужеродность антироссийской речи, но вместо этого дополнил эффект отторжения фильма, так как двуязычность контекста на фоне бессмысленного действия вторгается в мозг двойной нелепостью.

В итоге пропагандистский эффект достигается только для тех, кто и без того уверен, что все американцы поголовно – морально разложившиеся уроды. Но на их вербовку государственные деньги тратить не надо. Те же люди, которые понимают, что любой национальности (и даже в разных людях разных национальностей) присущи самые разные черты, и хорошие и плохие, и противоречивые в принципе, скорее всего, тоскливо сплюнут со словами: «Я уже лет восемь не включаю телевизор, так он пришел ко мне в зрительный зал».

Таким образом, подведем сухой остаток. Фильм Юрия Грымова «Чужие» представляет собой неубедительную, скучную, абсолютно оторванную от многогранной реальности историю о том, как бригада фармацевтов из-за бугра приехала в неизвестную и совершенно неинтересную им страну в корыстных целях, проистерила, слегка потрахалась с внешним миром, пролила пару ложек своей и пять литров чужой крови, и, подпоясавшись лозунгами, умотала на Родину преподносить свой образ жизни в качестве единственно возможного.

Цель появления подобного фильма – убедить зрителя, что демократические принципы это ложь, разбивается о правду жизни. Того президента, которого Грымов процитировал в эпилоге… Нет… Его переизбрали… Согласно процедуре… Без наследников и преемников… Без изъятия агитационных материалов оппозиционных партий… Без фальсификаций в пользу мурла власти… Все… Был Буш… Нет Буша… Я вот хочу, чтобы у нас было также. Был сами знаете, кто… И нет его, независимо от лица и звания … А Грымов не хочет. Ему и так кучеряво живется. Поэтому и поет своим фильмом главные песни о старом, хорошо известные тем, кто посещал лекции общества «Знание» и школы партполитпросвещения. В этом разница между Грымовым и мной. Вот он снимает фильмы о том, что там все плохо и все плохи… А я позволяю себе в это не верить. Вероятно, не только я.

На этой оптимистичной ноте и закончим.